Стоматолог № 4 (31) — 2018, стр. 52-57                                                                                                                                                   Обмен опытом


Новые подходы к управлению качеством оказания стоматологической помощи населению


С.В. Шульганa, Т.В. Калининаb, А.М. Матвеевc

aканд. мед. наук, доцент, Белорусский государственный медицинский университет, заместитель главного врача Республиканской клинической стоматологической поликлиники, Минск, Беларусь
bканд. мед. наук, доцент, Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск, Беларусь
cглавный врач Республиканской клинической стоматологической поликлиники, канд. мед. наук, доцент, Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь

https://doi.org/10.32993/stomatologist.2018.4(31).8

РЕЗЮМЕ
Управление качеством оказания стоматологической помощи является многоуровневым и разнонаправленным процессом, требующим серьезного анализа и творческого подхода для принятия реальных и действенных мер, направленных на улучшение ситуации. В основе должен лежать системный подход и длительная всесторонняя целенаправленная работа. Авторы предлагают 4-х уровневую систему мер, направленных на совершенствование управления качеством оказания стоматологической помощи населению, включающую стратегический, тактический, оперативный и профессиональный уровни. Основная задача и назначение управления качеством на стратегическом уровне – создание законодательной, нормативной и директивной базы. Тактический уровень управления качеством оказания стоматологической поликлиники – это областные стоматологические поликлиники. Оперативным уровнем управления качеством оказания стоматологической помощи населению являются медицинские организации, оказывающие стоматологическую помощь в городских и сельских населенных пунктах республики. Профессиональный уровень управления качеством оказания стоматологической помощи – это независимый вневедомственный уровень.

Ключевые слова: качество стоматологической помощи, уровень управления качеством, внутренний контроль качества

Литература 

  1. Леонтьев, В.К. Качество стоматологической помощи: системный подход, возможности управления и регуляции [Электронный ресурс] / В.К. Леонтьев // e-Stomatology: официальный сайт Стоматологической Ассоциации России. – Режим доступа: http://www.e-stomatology.ru/publication/leontiev_quality/. – Дата доступа: 30.03.2018.
  2. Кулаков, А.А. Экспертиза качества стоматологической помощи и организации стоматологической службы (введение в проблему) / А.А. Кулаков, В.Т. Шестаков // Экономика и менеджмент в стоматологии. –2008. – №3(26). – С.46–49.
  3. Шульган, С.В. Актуальные проблемы качества оказания стоматологической помощи населению / С.В. Шульган // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2014. – №3. – С. 33–37.
  4. Калинина, Т.В. Управление качеством оказания стоматологической помощи населению / Т.В. Калинина, С.В. Шульган, А.М. Матвеев // Реабилитация в челюстно-­лицевой хирургии и стоматологии: сб. тр. респ. науч.­ практ. конф. с междунар. участием «Паринские чтения 2012» (Минск, 3­4 мая 2012 г.). ­ Минск, 2012. ­ С. 289–291.
  5. Бухарбаева, Л.Я. Управление качеством медицинской помощи с использованием метода когнитивной структуризации / Л.Я. Бухарбаева, Н.Е. Колпакова // Проблемы управления здравоохранением. – 2005. – №4(23). – С. 42–45.
  6. Щербакова, Т.Е. Факторы, влияющие на качество стоматологической помощи в городской поликлинике / Т.Е. Щербакова // Эндодонтия Today. – 2012. – №3. – C. 67–71.
  7. Шестаков, В.Т. Методологические основы формирования знаний в области экспертизы качества стоматологической помощи / В.Т. Шестаков, С.А. Андреева // Стоматология. – 2012. – Т.91, №5. – С. 82–84.
  8. Методика оценки качества медицинской помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях: инструкция по применению: утв. М-вом здравоохранения Респ. Беларусь 29.05.2002 / А.К. Цыбин [и др.]. – Минск:БелЦМТ, 2002. – 24 с.
  9. Положение о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи в организациях здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 17 марта 2003 г., N 47 // КонсультатнтПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  10. Ибрагимли, Х.И. О критериях качества стоматологической помощи / Х.И. Ибрагимли // Проблемы упр. здравоохранением. – 2008. – №2(39). – С. 32–35.
  11. Леус, П.А. Использование европейских индикаторов стоматологического здоровья для мониторинга системы стоматологической помощи населению / П.А. Леус, А.М. Матвеев // Dental Forum. – 2014. –№1. – С. 21–26.
  12. Зубов, С.В. О стандартизации и контроле качества стоматологической помощи / С.В. Зубов, Е.В. Сдобнов // Воен.-мед. журн. – 2009. – №7. – С.15–17.
  13. Бондаренко, Н.Н. Экспертиза и контроль качества стоматологических услуг / Н. Н. Бондаренко // Стоматолог. – 2006. – № 1. – С. 3–7.
  14. Изучение удовлетворённости населения стоматологической помощью / В.К. Овчаров, А.Г. Марченко, Е.А. Тищук [и др.] // Здравоохр. Рос. Федерации. – 1991. – № 1. – С. 10–11.
  15. Шапиро А.П., Алимский А.В. Изучение мнения населения о качестве и культуре оказываемой ему стоматологической помощи. Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны: Труды ЦНИИС. М., 1991. – С. 54–56.

Адрес для корреспонденции:  Е-mail: svetikdshulgan@mail.ru